Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей в 2021 году

  • Основ­ное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключа­ется в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
  • Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, возлагается на органы опеки и попечи­тельства, которыми являются органы местного самоуправ­ления. Их деятельность регламентируется следующими документами:
  • · Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.);
  • · Конституцией Российской Федерации;
  • · Гражданским кодексом РФ (ст. 34, 35, 39);

· Семейным кодексом РФ (ст.121 – 125 и др.);

· Жилищным кодексом РСФСР (ст. 53, 60, 62);

· федеральным законом РФ от 04.12.96 «Принципы, содержание и меры государ­ственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет»;

· другими правовыми актами.

В рамках президентской программы «Дети России» су­ществует целевая программа «Дети-сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки де­тей, лишившихся попечения родителей, к самостоятель­ной жизни в современной социально-экономической обста­новке. В ней отражены различные формы устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреж­дений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

На органы опеки и попечительства возлагаются обязан­ности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и об­разования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности – в соответствующие уч­реждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попе­чения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Усыновление (удочерение) ребенка

Усыновление (удочерение) ребенка – это государствен­ный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по за­кону существуют между родителями и детьми. Усыновлен­ные дети утрачивают личные неимущественные и имуще­ственные права и обязанности по отношению к своим ро­дителям (родственникам).

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст.

127 СК РФ, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоро­вья и т.д.).

Разница в возрасте между усыновителем и усы­новленным должна быть не менее 16 лет, однако по причи­нам, признанными судом уважительными, она может быть сокращена.

Для усыновления ребенка, достигшего возрас­та 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом.

Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденным Постановлени­ем Правительства РФ 15.09.95 г. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка.

Разглашение тайны усынов­ления – уголовное преступление. Уголов­ным преступлением также является незаконное усыновле­ние.

Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В по­следнее время отмечается рост числа усыновлений иност­ранными гражданами.

  1. Приступая к работе по усыновлению, социальный ра­ботник должен получить полную информацию по следую­щим вопросам:
  2. · готов ли ребенок психологически и соци­ально к усыновлению;
  3. · усыновляется ли он законным пу­тем;
  4. · дано ли согласие кровных родителей (когда это необходимо) и ребенком на усыновле­ние сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны;
  5. · в случае с международным усыновлением – дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка;
  6. · суще­ствует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.
  7. Кроме того, необходимо уделить внимание и подготов­ке усыновителей:
  8. · тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения;
  9. · следует определенно знать, отве­чает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию;
  10. · помочь усыновителям сосредоточиться преимуществен­но на нуждах ребенка, нежели на своих собственных.

Кро­ме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адапта­ционный период, длительность которого зависит от инди­видуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраста, состояния здоровья, характерологических особенностей); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а роди­телей – к особенностям детей. И, нако­нец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребен­ка в случае возможного неудачного усыновления.

  • Опека (попечительство)
  • Опека (попечительство) – форма устройства детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
  • Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей в 2021 году

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, на­ходящиеся под попечением, не вправе совершать самосто­ятельно.

Обязанности по опеке (попечи­тельству) исполняются безвозмездно. На содержание ре­бенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в размерах, установленных Правительством РФ.

Опе­кун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоро­вье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно.

Однако он не имеет права препятствовать об­щению ребенка с его родными и близкими.

Закон предусмат­ривает защиту детей от возможных злоупотреблений со сто­роны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении иму­ществом подопечного. Государ­ство должно осуществлять постоянный надзор за условия­ми жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

Приемная семья

Приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и при­емными родителями о передаче ребенка на воспи­тание супругам или отдельным гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью на срок, установлен­ный договором.

Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой се­мье должно быть не более 8 детей. Приемные родители вы­полняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми.

Государ­ство и органы местного самоуправления выделяют денеж­ные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.

Органы опеки и попечительства обя­заны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять конт­роль за выполнением возложенных на приемных родите­лей обязанностей по содержанию, воспитанию и образова­нию детей.

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усы­новлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребен­ка.

  1. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  2. К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
  3. · образовательные учреждения, в которых содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попече­ния родителей;
  4. · учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, со­циально-реабилитационные центры помощи детям, остав­шимся без попечения родителей, социальные приюты);
  5. · уч­реждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреж­дения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети в возрасте до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специ­ализированные интернаты для детей с физическими и ум­ственными недостатками, закрытые интернаты для детей и подростков. В России каждый пятый детский дом – это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

Несмотря на то, что в данной области происходят за­метные позитивные изменения, проблема формирования личности ребен­ка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной.

Ли­шение материнской заботы ведет к задержке развития ре­бенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье.

Дети, воспитыва­ющиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии.

Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же месте.

Читайте также:  Бесплатная юридическая консультация ЗелАО

Эта изолированность детских домов, усиливает зависи­мость детей от учреждения и не способствует формирова­нию навыков самостоятельной жизни.

Нередко выпускни­ки интернатных учреждений не имеют элементарных бы­товых навыков: приготовить пищу, купить что-либо, организовать свободное время и т.д. Поэтому для улучшения работы детских домов необходимо:

  • · привести их в соответствие с нормативами для оп­ределенного количества детей;
  • · создать социальное и эмоцио­нальное окружение, близкое к семейному;
  • · организовать небольшие группы семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными «семьями»;
  • · проявить внимание к психоэмоциональным нуждам ребенка;
  • · предельно ограничить переход детей из одного детского дома в другой по возрасту;
  • · не разделять братьев и сестер по разным учреждениям;
  • · укреплять связи между детьми и их родителями;
  • · развивать у детей умения бытовых и об­щественных навыков, необходимых в будущей самостоя­тельной жизни.
  • Не менее важно решать вопросы прожива­ния и трудоустройства будущих выпускников.

Сиротство – это перманентная социальная проблема. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух на­правлениях: профилактика социального сиротства (эффек­тивная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей в 2021 году

Общие и частные технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Технологии социальной работы с детьми-сиротами обладают рядом особенностей. Принципы общих технологий (диагностика, профилактика, коррекция, адаптация) к решению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мало отличается от принципов работы с другими категориями детей. Частные технологии (арт-терапия, технология волонтерства, гарденотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, ортобиотика)– ориентируются на выбор методов, которые максимально приближены к реальной практике жизнедеятельности, т.к. именно такой подход позволяет преодолеть проблемы социализации у детей-сирот.Ключевые слова: социальная работа,дети-сироты, арт-терапия, гарденотерапия, ортобиотика, технология волонтерства.

Technologies of social work with orphan children possess a number of features. The principles of the general technologies (diagnostics, prevention, correction, adaptation) to the solution of problems of orphan children and children without parental support, differs from the principles of work with other categories of children a little.

Private technologies (art-therapy, technology of volunteering, a gardenoterapiya, amusical therapy, game therapy, an ortobiotika) – gravitate to a choice of methods which are most approached to real practice of activity since such approach allows to overcome socialization problems at orphan children.

Keywords: social work, orphan children, art therapy, gardenoterapiya, ortobiotika, technology of volunteering

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу особенности их развития и воспитания в учреждениях социального обслуживания возникают проблемы социализации и взаимодействия.

Социализация детей-сирот является одной из наиболее актуальных проблем в современной России. Особенное значение она имеет при решении вопросов воспитания и развития детей в учреждениях интернатного типа.

Исследователи отмечают, что воспитание вне семьи приводит к нарушениям интеллектуального и социального развития детей, что в дальнейшем вызывает сложности в самостоятельной жизни.

По результатам исследований НИИ детства Российского детского фонда, через год после выхода из детского дома каждый десятый воспитанник – совершает самоубийство, каждый пятый – становится преступником, каждый третий бомжем [2].

Говоря об особенностях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует сказать, что эта группа детей объединяет специфический и неоднородный контингент.

В настоящее время сиротство приобрело опасную специфику, которая выражается в том, что большинство современных детей в детских домах (около 90 %) – социальные сироты, то есть дети, имеющие живых родителей.

По данным исследования института детства Российского детского фонда основными причинами, по которым дети остаются без попечения родителей, являются: лишение родительских прав (51,8%); уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей (8,4%); нахождение родителей в учреждениях пенитенциарной системы (7,6%) [9].

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, присущи процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.

У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченности кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о настоящем и будущем. Эти дети почти не отличаются от сверстников уровнем развития наглядно-действенного мышления, но оперирование образами вызывает у большинства из них серьезные трудности.

В связи с этим, к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, применяют технологии социальной работы, которые способствуют в решении их проблем.

Технология социальной работы — это последовательность деятельности, в результате которой достигается поставленная социальная цель и преобразуется объект воздействия.

Эта деятельность не является одноразовым актом воздействия, а представляет собой совокупный процесс, который характеризуется сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе.

Социальные технологии являют собой комплекс способов профессионального воздействия на социальный объект, в нашем случае дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с целью их улучшения, обеспечения их оптимального функционирования при возможном воздействии данной системы.

Обеспечение результативности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от комплексного использования технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы в решение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [7].

При этом владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам по социальной работе своевременно удовлетворять жизненно важные потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воздействовать на формирование качества и уровня их жизни. К наиболее важным видам общих технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная коррекция, социальная адаптация (рисунок 1).

Рис. 1. Технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Технология социальной диагностики – это комплексная система, включающая в себя последовательность процедур и операций, направленных на определение и оценку состояния объекта (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и отдельных его характеристик [6].

Следует отметить, что инструменты и общие принципы диагностики детей-сирот и детей, воспитывающихся родителями мало отличаются друг от друга.

В практике социальные работники используют одинаковые методики при работе с детьми, относящимися к разным категориям, ориентируясь прежде всего на возраст ребенка.

Социальная профилактика представляет собой целенаправленную, сознательную, социально-организованную деятельность по предупреждению возможных психолого-педагогических, социальных, правовых и других проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне с помощью нейтрализации или устранения порождающих их причин [1, c.28]. В применении к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей данная технология представляет собой тот же набор принципов и инструментов, которые используются в работах с детьми, воспитывающимися родителями.

Технология социальной коррекции – это объединенная последовательность процедур и операций, направленная на исправление отклонений в поведении и развитии детей на основе создания оптимальных условий и возможностей для раскрытия личностного потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в трудной жизненной ситуации [6]. В силу специфики познавательной сферы и личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выбор частных технологий коррекционной работы требует особого подхода. Так, например, следует отдавать приоритет тем технологиям, которые максимально приближены к реальной жизнидеятельности человека.

Технология социальной адаптации – это объединенная последовательность процедур и операций, направленная на приспособление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе нормам и правилам поведения, окружающей их среде жизнедеятельности. В работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей данная технология приобретает особую актуальность и требует постепенного перехода к самостоятельности в своей жизнедеятельности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Таким образом, в социальной работе существуют наработки по использованию основных ведущих видов технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Общие технологии социальной работы с детьми-сиротами можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей трудную жизненную ситуацию.

Но как правило применение данных технологий происходит в соответствии с базовыми принципами и не мало учитывает особенностей определенной категории детей.

Особенности конкретной группы детей приобретает актуальность при разработке частных технологий социальной работы с детьми сиротами, которые представляют собой технологии, которые предназначены для воздействия на детей-сирот, либо на социальную сферу их жизнедеятельности.

Главная задача реализации частных технологий – это помощь детям-сиротам в их социализации, посредством технологии социальной коррекции психического развития и формирования необходимых социальных навыков. К частным технологиям социальной работы с детьми-сиротами можно отнести арт-терапию, гарденотерапию, ортобиотику, технологию волонтерства и другие.

Читайте также:  Можно ли подать на развод без свидетельства о браке: как восстановить утерянный документ в 2021 году

Коррекционные методы данных технологий применяются, когда нарушения в поведении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связаны с задержкой психического развития вследствие неполноценности центральной нервной системы социально-педагогической запущенности.

В этом случае применяют аналогичные развивающие программы и программы развивающих занятий с имитацией семейных отношений и семейных ролей путем моделирования ситуаций, а также методы развития социальных контактов в тренировочных группах по выработке навыков общения.

Тренировочная группа имеет иерархические взаимодействия и развивающую структуру, благодаря чему помогает сформировать социальные качества личности детей-сирот [3].

Также для решения проблемных ситуаций, взаимодействие, преодоления страха у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применяют методы арт-терапии.

Проективный характер имеют методы психодрамы и игротерапии, основанные на самовыражении ребенка и адекватном разрешении им проблемных ситуаций. Телесно-ориентированную терапию используют для профилактики агрессии у детей.

Когнитивную терапию используют при работе с детьми, имеющими посттравматические стрессовые расстройства.

На наш взгляд наиболее перспективными в коррекционной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются методы, которые максимально приближены к практическим формам жизнедеятельности человека. Таким как: ортобиотика, гарденотерапия, волонтерство.

Ортобиотика – наука о разумном образе жизни, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом.

Тем самым вид деятельности технологии ортобиотики является – двигательная активность, духовно-нравственные практики, работа с дыханием, коммуникативная деятельности, обсуждение, игра.

Что способствует: развитию функций организма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, духовному становлению, формированию позитивного мышления, осмысление личных проблем, выработки позитивной установки с помощью жизненной программы, тренингу эмоций.

Модель деятельности ортобиотики, предполагает:

  • 1. Позитивно направленную досуговую деятельность (например, путешествия, занятия изотворчеством, танцами, играми и другое), которая способствует формированию у детей-сирот сильных эмоций, оптимизируя психологические установки личности на преодоление различного рода жизненных препятствий.
  • 2. Поощрение участия детей-сирот во всех видах досуговой деятельности, приносящих им радость, хорошее настроение, удовлетворение от полученных результатов.
  • 3. Дифференцированный подход к подбору вида досуговой деятельности, учитывая специфичность потребностей детей-сирот.

Такой подход способствует формированию у детей-сирот позитивного отношения к жизни. Эта модель успешно применяется в практической деятельности социальных работников, педагогов, психологов, аниматоров [5, c.101].

Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической коррекции при помощи приобщения детей-сирот к работе с растениями [5, c. 45]. Практика показывает, что дети из детского дома успешно справляются с работой на земле, выращиванием растений и созданием из них различных произведений.

Такая деятельность напрямую связана с положительным воздействием энергетики земли, растений, что само по себе действует терапевтически. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Это важно при групповом выполнении фронта работ.

Кроме того, развивается тактильная и психологическая чувствительность к живому, прививаются трудовые навыки, удовлетворяется познавательная потребность.

Технология волонтерства — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Привлечение детей-сирот к волонтерскому движению решает одновременно несколько задач:

  • 1. Позволяет охватить этой работой достаточно большую аудиторию лиц из числа детей-сирот, что важно при существенной потребности в оказании различных видов помощи нуждающимся лицам, дефиците специально подготовленных кадров социальных учреждений.
  • 2. Сформировать устойчивые антидевиантные установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
  • 3. Развить у себя чувство самоуважения и ответственности, повысить личностную самооценку.
  • 4. Через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для личной и профессиональной жизни.
  • 5. Личным участием повысить уровень качество волонтерского движения [5, c. 38].

Рассмотренные частные технологии социальной работы: арт-терапия, технология волонтерства, гарденотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, ортобиотика применяются как разрозненно, так и в комплексе друг с другом.

Частные технологии ориентируются на целостный подход к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, учет их интересов, потребностей, ценностных ориентаций. Способствуют созданию общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей.

Социальному педагогу необходимо владеть общими социальными технологиями, так как при их помощи специалист способен установить достоверную информацию о конкретном ребенке из детского дома и его окружении. Анализировать, прогнозировать возможные изменения детей-сирот.

Предупреждать приобретение вредных привычек, совершения правонарушений и иных антиобщественных действий детьми-сиротами.

Знание общих технологий поможет специалисту социальной работы в санитарно- и культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной и информационной работе с детьми-сиротами и их ближайшего социального окружения.

Частные технологии применяют как индивидуально с детьми-сиротами, так и в групповой форме. Возможно и комплексный вариант применения разных форм работы, например, как предлагает Н.В. Сиврикова [4].

Изучение особенностей детей-сирот способствует реализации правильно выбранной частной технологии средствами искусства, культуры, труда и творчества.

Социальное творчество способствует формированию активной жизненной позиции, психологическому оздоровлению.

Таким образом, у технологий социальной работы с детьми-сиротами имеются свои особенности, общие технологии – имеют сходства в применении к другим категориям детей; частные технологии ориентированы на выбор методов, которые максимально приближены к реальной практике жизнедеятельности, т.к. именно такой подход позволяет преодолеть проблемы социализации у детей-сирот.

Литература:

  • 1.    Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / под ред. А.С. Бланкова, И.А. Бурмистрова. – М.: ВНИИ МВД РФ, 1999. – 177 с.
  • 2.    Курбаш Е.В. Специфика социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2011. № 1. С. 66.
  • 3.    Осипов А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
  • 4.    Сиврикова Н.В. Технология формирования временной трансспективы в юношеском возрасте // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие [Электронный ресурс] / URL// http://humjournal.rzgmu.ru/upload-files/Sivrikova_N_V.pdf
  • 5.    Социально-культурная реабилитация: Атлас технологий. – Тюмень: Вектор Бук, 2012. – с. 144
  • 6.    Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. – 40 с.
  • 7.    Технология социальной работы: Учеб. пособие. /Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики[5,15].

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реали­зация этих задач возлагается на органы опеки и попечи­тельства.

На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провес­ти обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательство отдает приоритет семейным формам устройства де тей, как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его социализации, воспитания и развития[22,220].

Основные субъекты и формы оказания социальной по­мощи.

Социальная помощь детям-сиротам и детям, ока­завшимся без попечения родителей, осуществляется раз­ветвленной системой, которая включает в себя несколь­ко уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федераль­ные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-пси­хологической помощи; учреждения, созданные обществен­ными, благотворительными, религиозными и другими орга­низациями как благотворительные центры. Усилия каж­дого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, кото­рая связана с формированием ценностных ориентаций детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случа­ях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д. Назовем наиболее распространенные формы социаль­ной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без по­печения родителей[22,221].

Читайте также:  Увольнение при банкротстве предприятия: как происходит, выплаты в 2021 году

Передача детей-сирот, и детей, оказавшихся без по­печения родителей, в специализированные учреждения.

К ним относятся: образовательные учреждения, в кото­рых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; уч­реждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отста­лостью и физическими недостатками, социально-реабили­тационные центры помощи детям, оставшимся без попе­чения родителей, социальные приюты); учреждения здра­воохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребен­ка.

По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возра­ста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом -это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

На каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют: реше­ние соответствующего государственного органа или орга­на местного самоуправления о направлении в учрежде­ние; направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение; свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсут­ствии — заключение медицинской экспертизы, удостове­ряющее возраст ребенка; медицинские документы о со­стоянии здоровья; документы об образовании (для детей школьного возраста); акт обследования условий жизни ребенка; сведения о родителях или лицах, их заменяю­щих (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске роди­телей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих де­тей); справка о наличии и местожительстве братьев, сес­тер и других близких родственников; опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закрепле­нии жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями; пенсионная книжка ребенка, получаю­щего пенсию, копия решения суда о взыскании алимен­тов, ценные бумаги (при получении их на ребенка роди­телями или лицом, их заменяющим); заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии) [22,222].

Несмотря на то, что в данной области происходят за­метные позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной.

Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развитии ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.

Постоянная смена микросоциаль­ной среды (дом ребенка — дошкольный детский дом — детский дом для детей школьного возраста) наносит су­щественный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоро­вье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждени­ях, в своем большинстве отстают от сверстников в психо­физическом развитии.

Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспи­танников сиротских учреждений могут учиться по про­граммам массовых школ. Отечественная система воспи­тания в сиротских учреждениях основана на том, что дети, как правило, живут и учатся в одном и том же учрежде­нии.

Эта «прикованность» к одному месту, изолирован­ность детских домов усиливают зависимость детей от уч­реждения и не способствуют формированию навыков са­мостоятельной жизни. Нередко выпускники интернатных учреждений не имеют элементарных бытовых навыков: приготовить поесть, купить что-либо, организовать сво­бодное время и т. д.

Все это необходимо учитывать в со­циальной работе с детьми, воспитывающимися в сирот­ских учреждениях.

При организации новых детских до­мов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание следующим задачам; приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие груп­пы; создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному; организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы са­мостоятельными «семьями», поощрение внимания к пси­хоэмоциональным нуждам ребенка; предельное ограни­чение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту; неразделение братьев и сестер по разным уч­реждениям; укрепление связей между детьми и их роди­телями (в случаях социального сиротства); развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни. Не менее важно ре­шать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников[1,171].

Усыновление (удочерение) ребенка это государствен­ный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.

Усыновлен­ные дети утрачивают личные неимущественные и имуще­ственные права и обязанности по отношению к своим ро­дителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства.

Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, не име­ют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоро­вья и т. д.).

Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она мо­жет быть сокращена. Для усыновления ребенка, достиг­шего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключе­нием случаев, специально оговоренных законом.

Проце­дурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденном Постановлением Правительства РФ 15 сентября 1995 г. № 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления является уголовным пре­ступлением. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление[22,225].

Опека (попечительство)форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а так­же для защиты их прав и интересов; опека устанавлива­ется над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечи­тельство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Опеку­ны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, ко­торые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попе­чительству) исполняются безвозмездно.

На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна.

Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен па­раллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе[8,24]. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться с его здоровье.

Он вправе требовать по суду возврата ребен­ка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет пра­ва препятствовать общению ребенка с его родными и близ­кими.

Приемная семья это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основа­нии договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, жела­ющими взять детей на воспитание в семью) на срок, уста­новленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные ро­дители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, ко­торые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого при­емного ребенка и предоставляют соответствующие льго­ты, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье не­обходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, вос­питанию и образованию детей[8,26].

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усы­новлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях в настоя­щее время воспитывается от 5 до 10% детей-сирот[22,226].

По первой главе мы можем сделать вывод, что проблема сиротства как в нашей стране, так и в мире по-прежнему является актуальной. С сожалением приходиться констатировать, что беспризорность и сиротство — явление не новое для России. Однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрели в наши дни.

Существуют разветвленная сеть специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К ним относятся: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, учреждения здравоохранения и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *