Школа приемных родителей: как пройти подготовку в 2021 году

Одним из важнейших решений для человека которое только может быть это желание завести ребенка, особенно, если речь идет об усыновлении.

Безусловно, невозможность иметь собственных детей это большая трагедия, как для мужчины, так и для женщины. Помимо усыновления довольно распространенным случаем является оформление опекунства.

В любом случае, это очень важный шаг, от которого зависит дальнейшая судьба малыша.

Не зависимо от причины, опекунские службы будут требовать от будущих родителей документы подтверждающие возможность принятия ответственности заботы о дите и возможности его обеспечения, которые можно получить в школе приемных родителей. ШПР – это специальное учебное заведение, созданное с целью дать будущим родителям необходимые навыки материнства и отцовства.

Школа приемных родителей: как пройти подготовку в 2021 году

Кто и зачем должен пройти обучение

Если вы решили усыновить малыша, или намереваетесь получить опекунство над ним, то вам нужно будет в обязательном порядке пройти цикл обучения в специальной школе для приемных родителей.

Прохождение занятий назначаются в следующих случаях:

  1. Одной из важнейших причин является усыновление, поскольку в таком случае будущие родители обязуются принять дите в свою семью, дать ему свою фамилию, воспитывать и заботиться как о родном;
  2. Попечительство или опекунство предполагает собой ответственность за жизнь и благополучие ребенка до 18 лет;
  3. Патронат – это такая форма опеки, которая предоставляет возможность воспитывать малыша в семье, в то время как он числится за детским домом;
  4. Детский дом семейного типа – это практически аналог учреждения, которое работает на государственной основе. Подобный вид опекунства дает возможность воспитывать одновременно от пяти до десяти детей;
  5. Гостевая семья – это еще один вид опекунства. Его суть заключается в том, что дите может время от времени находится в семье приемных родителей, один из которых является его наставником.

Вышеперечисленный список предназначен для тех лиц, для кого прохождения курсов в школе для приемных родителей обязательно. Однако существуют и такие категории людей, которые имеются право на усыновление или опекунство без дополнительных курсов:

  • Люди, которые являются ближайшими родственниками дитя, такие как бабушка, дедушка, мачеха, отчим, браться или сестры (по отцу или матери);
  • Человек, который уже доказал свои возможности в воспитании приемных детей, то есть это то лицо, которое ранее получило опекунство над дитем или усыновило его.

Посещать школы для приемных родителей могут также те люди, которые еще не определились с решением на счет опекунства или усыновления. Данные циклы, в основе которых лежат тесты и тренинги, дадут возможность понять справится ли человек с такой ответственностью и готов ли он стать родителем.

Школа приемных родителей: как пройти подготовку в 2021 году

Программа и особенности

Программу для обучения в школе приемных родителей составляют органы опеки и попечительства Российской Федерации. План данной программы может немного разниться от субъекта к субъекту, но в целом в его основе всегда присутствуют четыре блока, которые являются самыми важными:

  1. Психологический и педагогический. В данном курсе будущие родители обучают особенности детей, которые проявляются по мере их взросления. Обсуждаются методики и приводятся примеры воспитания. В это время создается некий психологический портрет кандидатов в родители. Цикл повествует о стандартах семейных отношений и формах воспитания. Затрагиваются различные проблемы, разбираются возможные конфликты и способы их решения. В данном курсе педагогами также затронут вопрос относительно наилучшего возраста и момента для откровенного разговора с ребенком об его усыновлении или опекунстве с расчетом на то, чтобы не нанести эмоциональной травмы.

    Параллельно проводится работа с будущими родителями, связана с их ожиданиями, страхами и сомнениями относительно принятого решения.

  2. Цикл, направленный на знание о вопросах медицины, а именно обучение оказания первой помощи ребенку, а также методах прохождения диагностики в лечебных заведениях. Также рассматриваются возможные варианты воспитания и развития дитя с некоторыми отклонениями в развитии или особенности. В данной программе родители научатся основным правилам обработки ран и получат рекомендации по здоровому питанию.
  3. Программа социального направления. Данный цикл позволит понять вопрос адаптации ребенка в обществе: как правильно относится к школе, сверстниками, родителям, старшим и тому подобное.
  4. Юридический блок. В данном курсе в школе затрагиваются темы, направлены на права и обязанности родителей. Также приведены примеры суммы положенных по закону выплат, и какие существуют социальные гарантии. Дается помощь относительно оформления документов, таких как: прошения, заявления и другие.

Занятия в школе разнообразны, присутствуют лекции, тренинги, практические занятия, проверочные тесты и закрепляющие упражнения, собеседования в группе и в индивидуальном порядке, постановка ролевых сценариев. Также практикуется написания сочинения на тему приема малыша в собственную семью.

Важно! Отдельное место в программе обучения в школе занимает рассмотрение инструментов наставничества, обмена информацией от более опытных семей, которые уже воспитываются ребенка. Данное обучение проводится в рамках коллективного тренинга.

Какие выдаются документы

По окончании обучения в школе для приемных родителей выпускники получают свидетельство, подтверждающее прохождение курсов. Сертификат выдается в службе опеки. Документ оформляется по утвержденному Министерством образования и науки образцу. В некоторых случаях выдаются дополнительные документы, которые также подтверждают прохождение родителями обучения в специальной школе.

Школа приёмных родителей: что нужно знать? — ИСППП

Кандидаты в опекуны и усыновители, желающие пройти подготовку в Школе приёмных родителей, задают множество вопросов о работе самой Школы. В этой публикации мы постараемся ответить на самые популярные.

1. Проходить ШПР обязательно?

Да, с 1 сентября 2012 года все граждане, выразившие желание усыновить или принять под опеку ребёнка, должны пройти подготовку (ФЗ №351 от 30.11.2011), за исключением отдельных категорий граждан.

Подготовку в обязательном порядке проходят именно те граждане, которые планируют стать усыновителями или опекунами, т.е. в ШПР нужно отучиться обоим супругам, если они планируют усыновление, или будущему опекуну, если он планирует оформить опеку на себя.

Другие будущие «родственники» ребёнка проходят подготовку по желанию. Но мы бы очень рекомендовали пройти её всем, кто будет проживать совместно с ребёнком.

2. Я могу сам выбрать Школу или меня должны «направить» из органов опеки и попечительства?

Обязанность ООП — проинформировать вас о необходимости пройти подготовку.

Также органы опеки могут порекомендовать вам ту или иную ШПР, расположенную на территории, но выбор организации остаётся за самим гражданином.

Школы приёмных родителей есть во всех регионах, но, к сожалению, не везде есть, из чего выбирать. В Москве, к примеру, подобных организаций несколько десятков, в Сочи — одна.

Формат свидетельства, выдаваемого по завершении курса подготовки, един, т.е. любой орган опеки и попечительства в любом регионе обязан его принять.

3. Должна ли быть лицензия у Школы приёмных родителей?

Данный вид деятельности не лицензируется, т.к. считается не образовательной, а социальной услугой.

Организации, осуществляющие подготовку граждан, на региональном уровне получают отдельные полномочия в сфере опеки и попечительства.

Эти полномочия закрепляются в приказе регионального Департамента или Министерства, после чего ШПР становится «уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью».

4. ШПР обязательно должна быть «государственная»?

Нет, это может быть как структурное подразделение государственной организации: учреждения для детей-сирот (ЦССВ или детского дома) или Службы психологической помощи населению, так некоммерческая организация (НКО). «Государственных» школ больше, т.к. у каждого региона РФ есть обязанность их создавать.

Качество обучения в «государственных» и «негосударственных» ШПР бывает разное. В целом, в Школах при НКО обычно программа и состав преподавателей шире, т.к. зачастую эти организации сами состоят из действующих приёмных родителей и начали свою работу задолго до введения обязательной подготовки.

Подготовка в ШПР при детских учреждениях нередко бывает привязана к устройству конкретных детей («собственного контингента») в семьи кандидатов, т.е. ведущие стараются адаптировать программу под нужды воспитанников своего учреждения. Подготовка в «отдельно стоящих» ШПР знакомства с конкретными детьми обычно не предусматривает.

При выборе ШПР лучше ориентироваться не на «государственность», а на отзывы выпускников и собственные запросы.

Само словосочетание «школа приёмных родителей» было когда-то именем собственным сообщества приёмных родителей, которое около двадцати лет назад по собственной инициативе начало готовить будущих усыновителей и опекунов к принятию детей в семью. Автор термина «школа приёмных родителей» — Алексей Геннадьевич Рудов.

5. Могу ли я пройти подготовку в Школе приёмных родителей дистанционно?

Да, если организация, проводящая подготовку, является «уполномоченной».

Однако, стоит понимать, что обучение в дистанционной ШПР — это всё же суррогат. Много материала придётся изучать самостоятельно, а полноценный тренинг в дистанционном формате провести невозможно.

Дистанционное обучение не быстрее и не проще очного.

Такая форма подходит кандидатам, чья профессия подразумевает сложный сменный график работы, либо гражданам, на территории проживания которых найти организацию для прохождения подготовки затруднительно (например, для жителей Байконура).  

Читайте также:  Расторжение брачного договора: как аннулировать контракт в 2021 году

6. Что такое «свидетельство ШПР установленного образца»?

Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, утверждена Приказом №623 Министерства образования и науки РФ от 20.08.2011.

Свидетельство должно выдаваться на бланке организации, содержать сведения об уполномоченной организации, ФИО гражданина, прошедшего подготовку, а также даты проведения подготовки.

То есть совершенно неважно, на белой или на жёлтой бумаге оно напечатано, как кандидат проходил обучение — очно или дистанционно, и т.д.

Органы опеки и попечительства вправе проверить подлинность вашего свидетельства. Для этого они самостоятельно обращаются в организацию, проводившую подготовку, с запросом.  Т.е. вам ничего «доказывать» не нужно, сотрудники ООП справятся сами.

7. Надо ли проходить подготовку повторно, если я уже учился в Школе приёмных родителей?

Нет, это не обязательно. Свидетельства Школ приёмных родителей, выданные после 1 сентября 2012 года, действуют бессрочно. Т.е. подготовку нужно проходить один раз.

Однако, по своему желанию вы можете пройти ШПР повторно или прослушать дополнительный курс для кандидатов, желающих принять детей особых категорий (например, детей с нарушениями здоровья или детей, чьи родители временно не могут осуществлять свои родительские обязанности).

Вывод:

Выбирайте Школу приёмных родителей

  • по отзывам выпускников;
  • исходя из своих временных ресурсов;
  • ориентируясь на собственные «представления о прекрасном» .

Школа приемных родителей: как пройти подготовку в 2021 году

Школы приемных родителей

  • Краткая информация о школе:
  • Наша Школа приемных родителей работает на базе ГКУ ЦССВ «Центральный» с 2015 года.
  • Основной целью Подготовки является оказание психолого-педагогических, медицинских консультаций и правовой помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  • Основные задачи Подготовки:
  • подготовка граждан к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
  • помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
  • ознакомление граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обучение в Школе приемных родителей проводится по специально разработанной программе (72 академических часа), которая предусматривает изучение законодательства по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, знакомство с основами медицинских знаний, психологических, возрастных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные курсы позволяют потенциальным замещающим родителям повысить уровень осознанности и психологической готовности к этому шагу; знакомят с правовыми основами функционирования семейной системы; помогают понять последствия жестокого обращения и неблагоприятной жизненной ситуации для психического развития ребенка; помогают усвоить навыки эффективного взаимодействия родителей и детей, в форме «живого» общения с детьми ГКУ ЦССВ «Центральный» и др.

В нашей школе подготовку граждан осуществляют только ведущие высококвалифицированные специалисты различных областей:

  • Телегина Татьяна Юрьевна, директор учреждения, более 20 лет работает в государственных структурах Российской Федерации и города Москвы (в должностях — советника Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также на различных должностях в аппарате Уполномоченного по правам ребенка, органах прокуратуры, суда и комиссии по делам несовершеннолетних г. Москвы);
  • Корсакова Елена Николаевна — начальник отдела содействия семейному устройству, сопровождения кровных и замещающих семей, психолог, юрист;
  • Беккер Мария Евгеньевна —детский и семейный психолог;
  • Гурьянова Марина Александровна — социальный педагог;
  • Ефремова Светлана Игоревна — педагог-психолог;
  • Бугоркова Марина Пантилеевна — врач-педиатр высшей категории, опыт работы более 22 лет;
  • Киселева Наталья Игоревна — юрисконсульт, специалист по социальной работе, ранее работала в органах опеки и попечительства.

Для проведения дополнительных занятий приглашаются ведущие специалисты университетов РФ.

Занятия проводятся 2 раза в неделю — по очной и очно-заочной форме обучения на бесплатной основе в виде лекций, семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальной и групповой консультаций.

По окончании обучения каждому слушателю выдается Свидетельство о прохождении Подготовки (форма Свидетельства утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 № 623).

По всем вопросам Вы можете обращаться по указанным телефонам или написать письмо на center_shkola27a@inbox.ru

Мы будем рады видеть Вас в числе слушателей нашей Школы!

Обучение в школе приемных родителей

С первого сентября 2012 года кандидаты обязаны проходить подготовку. Представляем 8 самых важных вопросов и ответов о школах приемного родителя (ШПР).

Кто должен пройти ШПР?

Все кандидаты, за исключением:

  • близких родственников ребенка (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами),
  • отчима и мачехи,
  • лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено,
  • лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Как утверждают специалисты, ШПР желательно пройти всем кандидатам в том числе и тем, кто не обязан это делать по закону — это поможет справиться с трудностями при адаптации ребенка в семье и предотвратить возврат ребенка в детский дом.

Программа ШПР

Требования к содержанию программы утверждены  Приказом Минобразования и науки №  623 от 20 августа 2012 года. В завершение подготовки родители должны пройти аттестацию для получения свидетельства.

Длительность обучения  в ШПР должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).

Субъекты РФ самостоятельно определяют условия прохождения подготовки по очно-заочной форме.

Как проходит процесс подготовки?

Разные ШПР предлагают свои расписания занятий несколько раз в неделю по вечерам или по выходным.

Численность групп 10-15 человек. По мнению специалистов, численность группы должна давать возможность для проведения практических занятий, на которых родители могут рассказать о своих проблемах и участвовать в обсуждении значимых для них вопросов.

В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование. Для прохождения ШПР заключается договор между ШПР и слушателями.

Занятия проводятся в форме тренингов, лекций, практических занятий.

Свидетельство о прохождении ШПР

По результатам подготовки в ШПР проводится аттестация, после чего выдается свидетельство о прохождении подготовки. Не выдается в случае пропусков в количестве, определенном требованиями о прохождении подготовки и договором со слушателем.

Осуществлять подготовку в ШПР и выдавать свидетельство о прохождении подготовки могут только уполномоченные организации, список которых  по субъектам РФ размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей).

Свидетельства о прохождении подготовки бессрочны.

Как выбрать ШПР?

  • При выборе ШПР нужно ориентироваться на ее историю,опыт преподавателей ШПР, длительность работы  и удобству обучения.
  • Обучение в ШПР – бесплатное.
  • Допускается очно-заочное обучение,  в том числе с использованием дистанционных методов.

Какие знания можно получить в ШПР?

Программа ШПР включает 13 разделов, направлена на

  • выявление и формирования воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей,
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
  • формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
  • формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями
  • по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
  • ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей и др.

Что такое вторичные отказы? В чем их опасность?

Одной из главных задач ШПР является профилактика вторичных отказов —   возвратов ребенка из приемной семьи в детское учреждение.

По мнению специалистов, вторичный отказ наносит сильнейшую психологическую травму ребенку.

Принимаются ли свидетельства из других регионов и стран?

  1. Свидетельства, выданные в разных субъектах  Российской Федерации, действительны на всей территории страны.

  2. Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  3. В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации.
  4. Для того, чтобы лучше понять работу Школы приемных родителей, читайте интервью с Ириной Гарбузенко, психологом-консультантом и ведущей ШПР.
  5. Узнать подробнее о том, как принять ребенка в семью вы можете в нашей инструкции.
Читайте также:  Алименты на несовершеннолетних детей: размер, оформление, порядок выплат в 2021 году

Портал changeonelife.ru — крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Поддержать портал

Как пройти подготовку приемного родителя

В школе приемных родителей желающим взять ребенка на воспитание в семью:

  • помогают понять, готовы ли они к этому;
  • оказывают помощь в выборе формы устройства ребенка (усыновление, опека (попечительство), приемная семья или патронаж);
  • знакомят с законодательством в области усыновления и установления опеки (попечительства);
  • рассказывают о психологических трудностях, с которыми сталкиваются дети и взрослые как в период адаптации, так и после. 

Также обучение включает в себя обязательное посещение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Срок обучения в разных школах неодинаковый: курс может длиться от 56 до 80 академических часов.

Занятия проводятся в очной или очно-заочной форме. Размер группы при проведении практических занятий не может превышать 15 человек.

Пропускать занятия нежелательно: сотрудники школ ведут учет посещаемости. Если кандидат в усыновители (опекуны или попечители) пропустит более 20% занятий, его обяжут изучить непройденный материал с последующими группами.

По окончании обучения проводится итоговый экзамен. Если он успешно сдается, выдается свидетельство о прохождении подготовки. В дальнейшем его необходимо будет предъявлять в органы опеки и попечительства при оформлении усыновления, опекунства (попечительства), приемной семьи или патронажа.  

Подготовку усыновителей и опекунов (попечителей) проводят органы опеки и попечительства и организации, которым эти органы передали соответствующие полномочия.

Записаться можно в любую школу приемных родителей, независимо от места постоянной или временной регистрации. Для этого достаточно лично прийти в школу, подать письменное заявление и предъявить документ, удостоверяющий личность. Заявление также можно подать онлайн. Зачисление в школу должно произойти не позднее чем через 30 календарных дней.

Иностранные граждане могут пройти обучение как в своей стране в специализированных школах, так и в России. Однако, если программа подготовки приемных родителей в иностранном государстве существенно отличается от российской, свидетельство о прохождении подготовки могут признать недействительным. Обучение проводится на русском языке. На занятиях можно присутствовать с переводчиком.

Обучение бесплатное.

Найти школу в Москве и записаться

В школах приемных родителей проводят психологическое обследование желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Сделать это могут только с письменного согласия обучающегося.

Также с письменного согласия обучающегося может быть проведена социально-психологическая диагностика возможностей его семьи осуществлять замещающую семейную заботу. Основанием для прохождения такой диагностики является письменное заявление обучающегося (в свободной форме). По результатам социально-психологической диагностики выдается заключение.

Результаты психологического обследования могут быть переданы в орган опеки и попечительства, но только с письменного согласия обучающегося. 

Расскажите друзьям

Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. Полякова О., Орлова А

Ува­жа­е­мые читатели!

Перед вами чрез­вы­чайно полез­ное мето­ди­че­ское посо­бие.

Полез­ное и для спе­ци­а­ли­стов, кото­рые рабо­тают в сфере защиты прав детей, и для нерав­но­душ­ных акти­ви­стов, кото­рые хотят помо­гать детям, нуж­да­ю­щимся в семей­ном устрой­стве, в том числе и путем созда­ния и раз­ви­тия эффек­тив­ных школ при­ем­ных роди­те­лей. Не про­сто школ, создан­ных для «галочки», а бази­ру­ю­щихся на луч­ших тех­но­ло­гиях и осве­ща­ю­щих широ­кий спектр вопро­сов, жиз­ненно важ­ных для под­го­товки роди­те­лей к при­ему ребенка в семью.

С 2012 года обу­че­ние в таких шко­лах стало обя­за­тель­ным для кан­ди­да­тов в при­ем­ные роди­тели.

По замыслу зако­но­да­те­лей, пра­во­вая и пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ская под­го­товка поз­во­лит потен­ци­аль­ным заме­ща­ю­щим роди­те­лям лучше понять свои воз­мож­но­сти, ресурсы, ожи­да­ния, разо­браться в воз­раст­ных и пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стях детей, лишен­ных попе­че­ния роди­те­лей, и, в конеч­ном итоге, трезво и осо­знанно подойти к реше­нию о при­еме ребенка в семью. Но на прак­тике каче­ство обра­зо­ва­тель­ных услуг очень раз­нится в раз­ных шко­лах. Для того чтобы потен­ци­аль­ные усы­но­ви­тели из раз­ных реги­о­нов нашей огром­ной страны имели рав­ный доступ к зна­ниям, кото­рыми они должны напи­ты­ваться в такой школе, нужно посто­янно повы­шать каче­ство обу­че­ния и рас­ши­рять здо­ро­вую кон­ку­рен­цию в этой сфере. Тогда роди­тели пой­дут в школу не про­сто за доку­мен­том для про­формы, а дей­стви­тельно смо­гут полу­чить инфор­ма­цию и навыки, жиз­ненно необ­хо­ди­мые для успеш­ного при­ем­ного родительства.

Авторы после­до­ва­тельно рас­ска­зы­вают о созда­нии школы при­ем­ных роди­те­лей, не остав­ляют за кад­ром ни один из эта­пов, ни из чего не делают сек­рета – напро­тив, дают бук­вально поша­го­вую инструк­цию по тому, как пра­вильно подойти к такой тон­кой мате­рии, как под­го­товка кан­ди­да­тов в заме­ща­ю­щие родители.

Книга напи­сана про­стым и понят­ным язы­ком, чита­ется на одном дыха­нии. Здесь нет кан­це­ля­риз­мов и спе­ци­аль­ного юри­ди­че­ского сленга, кото­рый нуж­да­ется в пере­воде. Мно­же­ство при­ме­ров, гото­вые образцы доку­мен­тов от прак­ти­ков, рабо­та­ю­щих в одной из луч­ших школ при­ем­ных роди­те­лей в Москве, – еще одно нема­ло­важ­ное досто­ин­ство книги.

  • Мне кажется, что посо­бие ста­нет пре­крас­ным под­спо­рьем для тех, кто верит, что каж­дый ребе­нок имеет право жить и вос­пи­ты­ваться в семье.
  • Полез­ного и при­ят­ного вам чте­ния, а после чте­ния – актив­ных и после­до­ва­тель­ных дей­ствий на благо детей!
  • С ува­же­нием, Юлия ЮДИНА, дирек­тор БФ «Измени одну жизнь»

Об авторах

Ольга Бори­совна ПОЛЯКОВА – дирек­тор Цен­тра семей­ного устрой­ства детей-сирот и детей, остав­шихся без попе­че­ния роди­те­лей, при Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия.

Руко­во­ди­тель про­ек­тов по под­держке кан­ди­да­тов в при­ем­ные роди­тели, про­фи­лак­тике соци­аль­ного сирот­ства и т.п.

Экс­перт Бри­тан­ского бла­го­тво­ри­тель­ного фонда под­держки и раз­ви­тия филан­тро­пии «КАФ» (CAF-Charities Aid Foundation). Автор науч­ных ста­тей по соци­аль­ной педагогике.

Алиса Ана­то­льевна ОРЛОВА – жур­на­лист, спе­ци­а­ли­зи­ру­ется на соци­аль­ной и меди­цин­ской тема­тике. Окон­чила фило­ло­ги­че­ский факуль­тет Сара­тов­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета и Ака­де­мию жур­на­ли­стики «Ком­мер­сантъ».

Сотруд­ни­чала с пор­та­лами «Милосердие.ru», «Пра­во­сла­вие и мир», «Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность», «Татья­нин день» и теле­ка­на­лом «Союз».

Один из авто­ров мето­ди­че­ского посо­бия «Как помо­гать про­си­те­лям: работа цер­ков­ной соци­аль­ной службы» в серии «Азбука милосердия».

Предисловие. Из детдома — в семью

Самая пра­виль­ная помощь

Дети без роди­те­лей – есть. Их много. По дан­ным Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и науки РФ, в начале 2016 года в Феде­раль­ном банке дан­ных о детях-сиро­тах и детях, остав­шихся без попе­че­ния роди­те­лей, нахо­ди­лись све­де­ния о 71,4 тысячи детей (Дан­ные Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и науки РФ. Источ­ник: мино­бр­на­уки. рф (элек­трон­ный ресурс).

Дол­гое время в Рос­сии помощь сиро­там сво­ди­лась именно к помощи дет­ским домам и интер­на­там, потому что боль­шин­ство сирот и детей, остав­шихся без попе­че­ния роди­те­лей, жили в дет­ских домах.

И самой рас­про­стра­нен­ной помо­щью было шеф­ство, орга­ни­за­ция празд­ни­ков, подарки.

Потом стали добав­ляться более про­грес­сив­ные виды помощи: забота о соци­аль­ной адап­та­ции детей, об их каче­ствен­ном обра­зо­ва­нии и твор­че­ском раз­ви­тии, сопро­вож­де­ние выпуск­ни­ков и защита их прав и т.д.

Пока дет­ские дома все еще суще­ствуют – нужно и это.

Но все же посте­пенно в обще­ство при­шло пони­ма­ние, что иде­аль­ное место для роста и раз­ви­тия ребенка – семья. И  самая пра­виль­ная помощь ребенку без роди­те­лей – помочь ему уйти из дет­ского дома в семью.

Как именно при­хо­дило это пони­ма­ние и почему семья дает ребенку то, чего он не полу­чит в дет­ском доме, читайте в Главе 1.

Реформа дет­ских домов

Дет­ские дома и дома ребенка про­дол­жают суще­ство­вать. Но сей­час в Рос­сии про­ис­хо­дит их реформа.

В 2014 году в Рос­сии при­нято рево­лю­ци­он­ное поста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства, кото­рое должно в корне изме­нить тра­ди­ци­он­ную систему интер­на­тов и дет­ских домов.

Теперь по закону дети поме­ща­ются в учре­жде­ние вре­менно, до воз­вра­ще­ния в кров­ную семью или поме­ще­ния в семью при­ем­ную. (Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 24 мая 2014 г.

№ 481 «О дея­тель­но­сти орга­ни­за­ций для детей-сирот и детей, остав­шихся без попе­че­ния роди­те­лей, и об устрой­стве в них детей, остав­шихся без попе­че­ния родителей»).

Даже назы­ва­ются теперь быв­шие дет­ские дома по-дру­гому: цен­тры содей­ствия семей­ному вос­пи­та­нию. И в задачу руко­во­ди­те­лей этих цен­тров теперь вхо­дит семей­ное устрой­ство детей.

Семья для ребенка

Читайте также:  Завещание на вклад в Сбербанке в 2021 году

Боль­шин­ство детей в учре­жде­ниях – соци­аль­ные сироты, то есть сироты при живых роди­те­лях. Для них есть два пути из дет­ских учре­жде­ний: в кров­ную семью или в новую, кото­рую назы­вают замещающей.

Кров­ная семья. Теперь, когда дет­дома пре­вра­щены в цен­тры содей­ствия семей­ному вос­пи­та­нию, в задачу спе­ци­а­ли­стов вхо­дит и работа с кров­ной семьей.

Раз­рыв с кров­ной семьей – травма на всю жизнь. Поэтому спе­ци­а­ли­сты цен­тров семей­ного устрой­ства в первую оче­редь рас­смат­ри­вают воз­мож­ность воз­вра­ще­ния ребенка к кров­ным родителям.

Бывает, что роди­тели, раз­лу­чен­ные с ребен­ком, нахо­дят в себе силы изме­нить жизнь, нала­дить быт, найти работу. В этом им могут помочь спе­ци­а­ли­сты – соци­аль­ные работ­ники, пси­хо­логи и т.д.

К сожа­ле­нию, не все­гда воз­вра­ще­ние ребенка в кров­ную семью воз­можно. Тогда и встает вопрос о поиске заме­ща­ю­щей семьи.

Но и после этого спе­ци­а­ли­сты про­дол­жают рабо­тать над сохра­не­нием связи ребенка с кров­ной семьей, и это важно не только для детей, но и для кров­ных родственников.

Заме­ща­ю­щая семья. Когда воз­вра­ще­ние в кров­ную семью невоз­можно – напри­мер, если роди­тели про­дол­жают зло­упо­треб­лять алко­го­лем или нар­ко­ти­ками и пре­бы­ва­ние с ними ребенка опасно для его жизни и здо­ро­вья, – руко­вод­ство учре­жде­ния, в кото­рое поме­щен ребе­нок, обя­зано помочь устро­ить его в при­ем­ную семью.

Работа с кров­ной и заме­ща­ю­щей семьей прин­ци­пи­ально раз­ная и по сути, и по мето­дам. Наша книга рас­ска­жет вам о под­го­товке заме­ща­ю­щих роди­те­лей, а именно – о созда­нии школы при­ем­ных родителей.

Что такое школа при­ем­ных родителей

Для того чтобы при­ем­ные роди­тели смогли заме­нить ребенку утра­чен­ную семью, одного их жела­ния мало. Есть спе­ци­фи­че­ские про­блемы, с кото­рыми они столк­нутся, и для их реше­ния лич­ного опыта недо­ста­точно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о при­ем­ном ребенке, нужен опыт и помощь спе­ци­а­ли­стов. Полу­чить их можно в школе при­ем­ных родителей.

Школы при­ем­ных роди­те­лей дей­ствуют в Рос­сии с 2000 года. С 2012 года обу­че­ние в них стало обя­за­тель­ным для всех, кто соби­ра­ется взять ребенка на вос­пи­та­ние. Сей­час такие школы есть во всех реги­о­нах России.

За 2015 год в заме­ща­ю­щие семьи пере­дано более 42 тысяч детей, под пред­ва­ри­тель­ную опеку – почти 19 тысяч детей. Но еже­годно рос­сий­ские суды выно­сят десятки тысяч реше­ний о лише­нии роди­тель­ских прав. Напри­мер, в 2013 году были лишены роди­тель­ских прав около 50 тысяч чело­век. (Дан­ные РИА-ново­сти, код доступа: http://ria.ru/society/20130322/ 928531964.html)

О чем эта книга

Усы­нов­лять детей стали гораздо чаще и охот­нее. Эта тен­ден­ция не может не радо­вать. Однако в дет­ские дома тут же посту­пают дру­гие дети из небла­го­по­луч­ных семей, где роди­тели не спра­ви­лись с вос­пи­та­нием.

Поэтому потреб­ность в заме­ща­ю­щих семьях для детей по-преж­нему велика. Дет­ские дома, как мы ска­зали, теперь должны содей­ство­вать устрой­ству детей в семьи, но для учре­жде­ний это абсо­лютно новая и незна­ко­мая сфера дея­тель­но­сти.

Между тем, создать школу при­ем­ных роди­те­лей можно и на базе дет­ского учреждения.

Кроме того, есть много неком­мер­че­ских орга­ни­за­ций, кото­рые давно зани­ма­ются помо­щью дет­ским домам и интер­на­там и «дозрели» до созда­ния соб­ствен­ной школы при­ем­ных родителей.

Как создать такую школу? Чему обу­чать роди­те­лей? Какие нужны доку­менты и спе­ци­а­ли­сты, как постро­ить заня­тия, как роди­те­лям встре­титься со сво­ими детьми, как под­дер­жать выпуск­ни­ков школы, кото­рые уже взяли ребенка в семью? Обо всем мы рас­ска­жем в нашем посо­бии. Также вы най­дете в нашей книге про­граммы обу­че­ния (основ­ную и допол­ни­тель­ную), учеб­ные планы и дру­гие доку­менты, кото­рые пона­до­бятся в работе школы при­ем­ных родителей.

Об организации, опыт которой лег в основу книги

В основе книги – опыт успеш­ной работы одной из школ при­ем­ных роди­те­лей – Школы, явля­ю­щейся частью Цен­тра семей­ного устрой­ства при Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия.

В 2015 году эта Школа стала лау­ре­а­том Мос­ков­ской город­ской пре­мии за вклад в раз­ви­тие семей­ного устрой­ства детей-сирот «Кры­лья аиста» в номи­на­ции «Школе при­ем­ных роди­те­лей города Москвы за осо­бый вклад в раз­ви­тие семей­ного устрой­ства детей-сирот и детей, остав­шихся без попе­че­ния роди­те­лей».

Награда при­суж­да­лась исходя из трех кри­те­риев: коли­че­ство детей, при­ня­тых в заме­ща­ю­щую семью выпуск­ни­ками школы при­ем­ных роди­те­лей; вза­и­мо­дей­ствие школы с госу­дар­ствен­ными дет­скими домами и отзывы выпускников.

Центр семей­ного устрой­ства при Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия – сов­мест­ный про­ект Марфо-Мари­ин­ской оби­тели и службы помощи «Мило­сер­дие», орга­ни­зо­ван в 2011 году.

Одно из основ­ных направ­ле­ний работы Цен­тра – Школа при­ем­ных роди­те­лей (далее – Школа). В Цен­тре рабо­тают соци­аль­ные педа­гоги, пси­хо­логи, юрист. Мно­гие из спе­ци­а­ли­стов сами явля­ются при­ем­ными роди­те­лями.

За время суще­ство­ва­ния цен­тра Школу окон­чили более 300 чело­век. Всего было устро­ено в семьи 87 детей.

Кроме того, пси­хо­логи и соци­аль­ные педа­гоги Цен­тра семей­ного устрой­ства ведут инди­ви­ду­аль­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние семей, ока­зав­шихся в кри­зис­ной ситу­а­ции и обра­тив­шихся за помощью.

С 2014 года депар­та­мент соци­аль­ной защиты г. Москвы упол­но­мо­чил Центр семей­ного устрой­ства при Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия осу­ществ­лять соци­аль­ный патро­нат кров­ных семей и сопро­вож­де­ние заме­ща­ю­щих семей.

При­о­ри­тет для Цен­тра и Школы – семей­ное устрой­ство детей из трех пра­во­слав­ных дет­ских домов: Ели­за­ве­тин­ского дет­ского дома для дево­чек (с син­дро­мом Дауна) при Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия, Свято-Димит­ри­ев­ского дет­ского дома для дево­чек и Свято-Софий­ского дет­ского дома для детей-инва­ли­дов. Все три учре­жде­ния явля­ются про­ек­тами пра­во­слав­ной службы помощи «Мило­сер­дие».

Глава 1. Зачем ребенку семья

Как изменялось отношение к детским домам

Ответ на вопрос «зачем ребенку семья» – это еще и ответ на вопрос «чем плох дет­ский дом». Дей­стви­тельно, почему важ­нее не улуч­шать дет­ский дом, а найти ребенку семью?

Осо­зна­ние факта, что учре­жде­ние – не место для ребенка, с раз­ной ско­ро­стью и в раз­ные сроки про­ис­хо­дило во всем мире. Впер­вые о том, как вли­яет на малыша раз­лука с семьей, уче­ные заду­ма­лись в ХХ веке.

В 1969 году в Англии сняли доку­мен­таль­ный фильм «Джон». Один из авто­ров фильма, Джеймс Роберт­сон, был соц­ра­бот­ни­ком и вхо­дил в иссле­до­ва­тель­скую группу, изу­чав­шую вли­я­ние на малень­ких детей раз­луки с роди­те­лями.

Герой фильма, полу­то­ра­го­до­ва­лый Джон, спо­кой­ный и лас­ко­вый маль­чик из хоро­шей семьи, про­вел девять дней в доме ребенка, пока его мама была в род­доме. Уче­ные были пора­жены тем, как повлиял на Джона этот опыт.

За корот­кое время спо­кой­ный малыш пре­вра­тился в затрав­лен­ного зверька, он стал недо­вер­чи­вым, плак­си­вым, роб­ким. Когда мама вер­ну­лась, он уже не мог дове­рять ей так, как прежде. Все эти изме­не­ния про­ис­хо­дят на гла­зах у зри­те­лей.

Фильм «Джон» вызвал бур­ное обсуж­де­ние и в итоге изме­нил систему помощи детям в Великобритании.

Особенности детей из учреждений

То, что про­изо­шло с Джо­ном, спе­ци­а­ли­сты назы­вают депри­ва­цией (лат. deprivatio – потеря, лише­ние).

Это нега­тив­ное пси­хи­че­ское состо­я­ние, вызван­ное лише­нием воз­мож­но­сти удо­вле­тво­рять насущ­ные жиз­нен­ные потреб­но­сти, напри­мер такие, как обще­ние с мате­рью для малень­кого ребенка.

Вли­я­ние депри­ва­ции тем силь­нее, чем дольше ребе­нок нахо­дился в учре­жде­нии. Мла­денцы, кото­рых не брали на руки, не обни­мали, не раз­го­ва­ри­вали, игно­ри­ро­вали их плач, недо­по­лу­чают важ­ней­ших для раз­ви­тия импульсов.

Порт­рет «типич­ного дет­до­мовца» нари­со­вать невоз­можно, у каж­дого ребенка свои инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти и жиз­нен­ная ситу­а­ция: есть отказ­ники, попав­шие в дом ребенка из род­дома и не имев­шие опыта жизни в семье, а есть дети, изъ­ятые из небла­го­по­луч­ных семей. Но все же про­дол­жи­тель­ное время, про­ве­ден­ное в дет­ском доме, выра­ба­ты­вает в них неко­то­рые сход­ные черты:

– про­блемы со здо­ро­вьем и отста­ва­ние в раз­ви­тии, как физи­че­ском, так и психическом;

– слож­ность в уста­нов­ле­нии тес­ного эмо­ци­о­наль­ного кон­такта со взрос­лым. Эти слож­но­сти свя­заны и с раз­ры­вом кров­ных свя­зей, и с отсут­ствием у детей «пер­со­наль­ного» взрос­лого. Такие слож­но­сти назы­вают нару­ше­нием привязанности;

  1. – потре­би­тель­ское отно­ше­ние к взрос­лым: дети видят в них обслу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал. Напри­мер, дети не пони­мают, что взрос­лые могут болеть;
  2. – раз­мы­тость поня­тия «свое» и «чужое»: все общее и коллективное;
  3. – отсут­ствие лич­ного мне­ния и лич­ной ответ­ствен­но­сти: во всем вино­ват кто-то дру­гой, реше­ния в жизни ребенка при­ни­мают дру­гие, он не имеет сво­его мне­ния, не умеет делать выбор, легко согла­ша­ется, легко попа­дает под вли­я­ние, осо­бенно негативное.
  4. Глав­ный пси­хо­ло­ги­че­ский итог пре­бы­ва­ния ребенка в учре­жде­нии – базо­вое недо­ве­рие к миру.

При­мер. «При­ше­лец» из интер­ната (рас­сказ при­ем­ной мамы о появ­ле­нии в ее мно­го­дет­ной семье ребенка из кор­рек­ци­он­ного интер­ната): «У нас посе­лился ино­пла­не­тя­нин. Он про­сы­па­ется в одно и то же время. Ровно в 8.30 он дол­жен при­сту­пить к зав­траку. На зав­трак должна быть ман­ная каша, так его научили там, на дру­гой пла­нете.

Гренки с сыром и какао с моро­же­ным не при­ни­ма­ются. Ком­пот, кефир, молоко, чай – весь его спи­сок. Гово­рил он корот­кими фра­зами, на вопросы отве­чал одно­сложно. Если что-то было нужно – хны­кал. При пер­вых каприз­ных зву­ках мы гово­рили: ”А тем, кто каприз­ни­чает, пече­ний на пол­дник не будет. Только вафли и пря­ники“.

В ту же секунду насту­пала тишина, слезы высыхали.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *