Одним из важнейших решений для человека которое только может быть это желание завести ребенка, особенно, если речь идет об усыновлении.
Безусловно, невозможность иметь собственных детей это большая трагедия, как для мужчины, так и для женщины. Помимо усыновления довольно распространенным случаем является оформление опекунства.
В любом случае, это очень важный шаг, от которого зависит дальнейшая судьба малыша.
Не зависимо от причины, опекунские службы будут требовать от будущих родителей документы подтверждающие возможность принятия ответственности заботы о дите и возможности его обеспечения, которые можно получить в школе приемных родителей. ШПР – это специальное учебное заведение, созданное с целью дать будущим родителям необходимые навыки материнства и отцовства.
Кто и зачем должен пройти обучение
Если вы решили усыновить малыша, или намереваетесь получить опекунство над ним, то вам нужно будет в обязательном порядке пройти цикл обучения в специальной школе для приемных родителей.
Прохождение занятий назначаются в следующих случаях:
- Одной из важнейших причин является усыновление, поскольку в таком случае будущие родители обязуются принять дите в свою семью, дать ему свою фамилию, воспитывать и заботиться как о родном;
- Попечительство или опекунство предполагает собой ответственность за жизнь и благополучие ребенка до 18 лет;
- Патронат – это такая форма опеки, которая предоставляет возможность воспитывать малыша в семье, в то время как он числится за детским домом;
- Детский дом семейного типа – это практически аналог учреждения, которое работает на государственной основе. Подобный вид опекунства дает возможность воспитывать одновременно от пяти до десяти детей;
- Гостевая семья – это еще один вид опекунства. Его суть заключается в том, что дите может время от времени находится в семье приемных родителей, один из которых является его наставником.
Вышеперечисленный список предназначен для тех лиц, для кого прохождения курсов в школе для приемных родителей обязательно. Однако существуют и такие категории людей, которые имеются право на усыновление или опекунство без дополнительных курсов:
- Люди, которые являются ближайшими родственниками дитя, такие как бабушка, дедушка, мачеха, отчим, браться или сестры (по отцу или матери);
- Человек, который уже доказал свои возможности в воспитании приемных детей, то есть это то лицо, которое ранее получило опекунство над дитем или усыновило его.
Посещать школы для приемных родителей могут также те люди, которые еще не определились с решением на счет опекунства или усыновления. Данные циклы, в основе которых лежат тесты и тренинги, дадут возможность понять справится ли человек с такой ответственностью и готов ли он стать родителем.
Программа и особенности
Программу для обучения в школе приемных родителей составляют органы опеки и попечительства Российской Федерации. План данной программы может немного разниться от субъекта к субъекту, но в целом в его основе всегда присутствуют четыре блока, которые являются самыми важными:
- Психологический и педагогический. В данном курсе будущие родители обучают особенности детей, которые проявляются по мере их взросления. Обсуждаются методики и приводятся примеры воспитания. В это время создается некий психологический портрет кандидатов в родители. Цикл повествует о стандартах семейных отношений и формах воспитания. Затрагиваются различные проблемы, разбираются возможные конфликты и способы их решения. В данном курсе педагогами также затронут вопрос относительно наилучшего возраста и момента для откровенного разговора с ребенком об его усыновлении или опекунстве с расчетом на то, чтобы не нанести эмоциональной травмы.
Параллельно проводится работа с будущими родителями, связана с их ожиданиями, страхами и сомнениями относительно принятого решения.
- Цикл, направленный на знание о вопросах медицины, а именно обучение оказания первой помощи ребенку, а также методах прохождения диагностики в лечебных заведениях. Также рассматриваются возможные варианты воспитания и развития дитя с некоторыми отклонениями в развитии или особенности. В данной программе родители научатся основным правилам обработки ран и получат рекомендации по здоровому питанию.
- Программа социального направления. Данный цикл позволит понять вопрос адаптации ребенка в обществе: как правильно относится к школе, сверстниками, родителям, старшим и тому подобное.
- Юридический блок. В данном курсе в школе затрагиваются темы, направлены на права и обязанности родителей. Также приведены примеры суммы положенных по закону выплат, и какие существуют социальные гарантии. Дается помощь относительно оформления документов, таких как: прошения, заявления и другие.
Занятия в школе разнообразны, присутствуют лекции, тренинги, практические занятия, проверочные тесты и закрепляющие упражнения, собеседования в группе и в индивидуальном порядке, постановка ролевых сценариев. Также практикуется написания сочинения на тему приема малыша в собственную семью.
Важно! Отдельное место в программе обучения в школе занимает рассмотрение инструментов наставничества, обмена информацией от более опытных семей, которые уже воспитываются ребенка. Данное обучение проводится в рамках коллективного тренинга.
Какие выдаются документы
По окончании обучения в школе для приемных родителей выпускники получают свидетельство, подтверждающее прохождение курсов. Сертификат выдается в службе опеки. Документ оформляется по утвержденному Министерством образования и науки образцу. В некоторых случаях выдаются дополнительные документы, которые также подтверждают прохождение родителями обучения в специальной школе.
Школа приёмных родителей: что нужно знать? — ИСППП
Кандидаты в опекуны и усыновители, желающие пройти подготовку в Школе приёмных родителей, задают множество вопросов о работе самой Школы. В этой публикации мы постараемся ответить на самые популярные.
1. Проходить ШПР обязательно?
Да, с 1 сентября 2012 года все граждане, выразившие желание усыновить или принять под опеку ребёнка, должны пройти подготовку (ФЗ №351 от 30.11.2011), за исключением отдельных категорий граждан.
Подготовку в обязательном порядке проходят именно те граждане, которые планируют стать усыновителями или опекунами, т.е. в ШПР нужно отучиться обоим супругам, если они планируют усыновление, или будущему опекуну, если он планирует оформить опеку на себя.
Другие будущие «родственники» ребёнка проходят подготовку по желанию. Но мы бы очень рекомендовали пройти её всем, кто будет проживать совместно с ребёнком.
2. Я могу сам выбрать Школу или меня должны «направить» из органов опеки и попечительства?
Обязанность ООП — проинформировать вас о необходимости пройти подготовку.
Также органы опеки могут порекомендовать вам ту или иную ШПР, расположенную на территории, но выбор организации остаётся за самим гражданином.
Школы приёмных родителей есть во всех регионах, но, к сожалению, не везде есть, из чего выбирать. В Москве, к примеру, подобных организаций несколько десятков, в Сочи — одна.
Формат свидетельства, выдаваемого по завершении курса подготовки, един, т.е. любой орган опеки и попечительства в любом регионе обязан его принять.
3. Должна ли быть лицензия у Школы приёмных родителей?
Данный вид деятельности не лицензируется, т.к. считается не образовательной, а социальной услугой.
Организации, осуществляющие подготовку граждан, на региональном уровне получают отдельные полномочия в сфере опеки и попечительства.
Эти полномочия закрепляются в приказе регионального Департамента или Министерства, после чего ШПР становится «уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью».
4. ШПР обязательно должна быть «государственная»?
Нет, это может быть как структурное подразделение государственной организации: учреждения для детей-сирот (ЦССВ или детского дома) или Службы психологической помощи населению, так некоммерческая организация (НКО). «Государственных» школ больше, т.к. у каждого региона РФ есть обязанность их создавать.
Качество обучения в «государственных» и «негосударственных» ШПР бывает разное. В целом, в Школах при НКО обычно программа и состав преподавателей шире, т.к. зачастую эти организации сами состоят из действующих приёмных родителей и начали свою работу задолго до введения обязательной подготовки.
Подготовка в ШПР при детских учреждениях нередко бывает привязана к устройству конкретных детей («собственного контингента») в семьи кандидатов, т.е. ведущие стараются адаптировать программу под нужды воспитанников своего учреждения. Подготовка в «отдельно стоящих» ШПР знакомства с конкретными детьми обычно не предусматривает.
При выборе ШПР лучше ориентироваться не на «государственность», а на отзывы выпускников и собственные запросы.
Само словосочетание «школа приёмных родителей» было когда-то именем собственным сообщества приёмных родителей, которое около двадцати лет назад по собственной инициативе начало готовить будущих усыновителей и опекунов к принятию детей в семью. Автор термина «школа приёмных родителей» — Алексей Геннадьевич Рудов.
5. Могу ли я пройти подготовку в Школе приёмных родителей дистанционно?
Да, если организация, проводящая подготовку, является «уполномоченной».
Однако, стоит понимать, что обучение в дистанционной ШПР — это всё же суррогат. Много материала придётся изучать самостоятельно, а полноценный тренинг в дистанционном формате провести невозможно.
Дистанционное обучение не быстрее и не проще очного.
Такая форма подходит кандидатам, чья профессия подразумевает сложный сменный график работы, либо гражданам, на территории проживания которых найти организацию для прохождения подготовки затруднительно (например, для жителей Байконура).
6. Что такое «свидетельство ШПР установленного образца»?
Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, утверждена Приказом №623 Министерства образования и науки РФ от 20.08.2011.
Свидетельство должно выдаваться на бланке организации, содержать сведения об уполномоченной организации, ФИО гражданина, прошедшего подготовку, а также даты проведения подготовки.
То есть совершенно неважно, на белой или на жёлтой бумаге оно напечатано, как кандидат проходил обучение — очно или дистанционно, и т.д.
Органы опеки и попечительства вправе проверить подлинность вашего свидетельства. Для этого они самостоятельно обращаются в организацию, проводившую подготовку, с запросом. Т.е. вам ничего «доказывать» не нужно, сотрудники ООП справятся сами.
7. Надо ли проходить подготовку повторно, если я уже учился в Школе приёмных родителей?
Нет, это не обязательно. Свидетельства Школ приёмных родителей, выданные после 1 сентября 2012 года, действуют бессрочно. Т.е. подготовку нужно проходить один раз.
Однако, по своему желанию вы можете пройти ШПР повторно или прослушать дополнительный курс для кандидатов, желающих принять детей особых категорий (например, детей с нарушениями здоровья или детей, чьи родители временно не могут осуществлять свои родительские обязанности).
Вывод:
Выбирайте Школу приёмных родителей
- по отзывам выпускников;
- исходя из своих временных ресурсов;
- ориентируясь на собственные «представления о прекрасном» .
Школы приемных родителей
- Краткая информация о школе:
- Наша Школа приемных родителей работает на базе ГКУ ЦССВ «Центральный» с 2015 года.
- Основной целью Подготовки является оказание психолого-педагогических, медицинских консультаций и правовой помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- Основные задачи Подготовки:
- подготовка граждан к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
- ознакомление граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями замещающих лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обучение в Школе приемных родителей проводится по специально разработанной программе (72 академических часа), которая предусматривает изучение законодательства по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, знакомство с основами медицинских знаний, психологических, возрастных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные курсы позволяют потенциальным замещающим родителям повысить уровень осознанности и психологической готовности к этому шагу; знакомят с правовыми основами функционирования семейной системы; помогают понять последствия жестокого обращения и неблагоприятной жизненной ситуации для психического развития ребенка; помогают усвоить навыки эффективного взаимодействия родителей и детей, в форме «живого» общения с детьми ГКУ ЦССВ «Центральный» и др.
В нашей школе подготовку граждан осуществляют только ведущие высококвалифицированные специалисты различных областей:
- Телегина Татьяна Юрьевна, директор учреждения, более 20 лет работает в государственных структурах Российской Федерации и города Москвы (в должностях — советника Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также на различных должностях в аппарате Уполномоченного по правам ребенка, органах прокуратуры, суда и комиссии по делам несовершеннолетних г. Москвы);
- Корсакова Елена Николаевна — начальник отдела содействия семейному устройству, сопровождения кровных и замещающих семей, психолог, юрист;
- Беккер Мария Евгеньевна —детский и семейный психолог;
- Гурьянова Марина Александровна — социальный педагог;
- Ефремова Светлана Игоревна — педагог-психолог;
- Бугоркова Марина Пантилеевна — врач-педиатр высшей категории, опыт работы более 22 лет;
- Киселева Наталья Игоревна — юрисконсульт, специалист по социальной работе, ранее работала в органах опеки и попечительства.
Для проведения дополнительных занятий приглашаются ведущие специалисты университетов РФ.
Занятия проводятся 2 раза в неделю — по очной и очно-заочной форме обучения на бесплатной основе в виде лекций, семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальной и групповой консультаций.
По окончании обучения каждому слушателю выдается Свидетельство о прохождении Подготовки (форма Свидетельства утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 № 623).
По всем вопросам Вы можете обращаться по указанным телефонам или написать письмо на center_shkola27a@inbox.ru
Мы будем рады видеть Вас в числе слушателей нашей Школы!
Обучение в школе приемных родителей
С первого сентября 2012 года кандидаты обязаны проходить подготовку. Представляем 8 самых важных вопросов и ответов о школах приемного родителя (ШПР).
Кто должен пройти ШПР?
Все кандидаты, за исключением:
- близких родственников ребенка (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами),
- отчима и мачехи,
- лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено,
- лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Как утверждают специалисты, ШПР желательно пройти всем кандидатам в том числе и тем, кто не обязан это делать по закону — это поможет справиться с трудностями при адаптации ребенка в семье и предотвратить возврат ребенка в детский дом.
Программа ШПР
Требования к содержанию программы утверждены Приказом Минобразования и науки № 623 от 20 августа 2012 года. В завершение подготовки родители должны пройти аттестацию для получения свидетельства.
Длительность обучения в ШПР должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).
Субъекты РФ самостоятельно определяют условия прохождения подготовки по очно-заочной форме.
Как проходит процесс подготовки?
Разные ШПР предлагают свои расписания занятий несколько раз в неделю по вечерам или по выходным.
Численность групп 10-15 человек. По мнению специалистов, численность группы должна давать возможность для проведения практических занятий, на которых родители могут рассказать о своих проблемах и участвовать в обсуждении значимых для них вопросов.
В некоторых ШПР проводится предварительное собеседование. Для прохождения ШПР заключается договор между ШПР и слушателями.
Занятия проводятся в форме тренингов, лекций, практических занятий.
Свидетельство о прохождении ШПР
По результатам подготовки в ШПР проводится аттестация, после чего выдается свидетельство о прохождении подготовки. Не выдается в случае пропусков в количестве, определенном требованиями о прохождении подготовки и договором со слушателем.
Осуществлять подготовку в ШПР и выдавать свидетельство о прохождении подготовки могут только уполномоченные организации, список которых по субъектам РФ размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей).
Свидетельства о прохождении подготовки бессрочны.
Как выбрать ШПР?
- При выборе ШПР нужно ориентироваться на ее историю,опыт преподавателей ШПР, длительность работы и удобству обучения.
- Обучение в ШПР – бесплатное.
- Допускается очно-заочное обучение, в том числе с использованием дистанционных методов.
Какие знания можно получить в ШПР?
Программа ШПР включает 13 разделов, направлена на
- выявление и формирования воспитательных компетенций, родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей,
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями
- по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей и др.
Что такое вторичные отказы? В чем их опасность?
Одной из главных задач ШПР является профилактика вторичных отказов — возвратов ребенка из приемной семьи в детское учреждение.
По мнению специалистов, вторичный отказ наносит сильнейшую психологическую травму ребенку.
Принимаются ли свидетельства из других регионов и стран?
- Свидетельства, выданные в разных субъектах Российской Федерации, действительны на всей территории страны.
- Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
- В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации.
- Для того, чтобы лучше понять работу Школы приемных родителей, читайте интервью с Ириной Гарбузенко, психологом-консультантом и ведущей ШПР.
- Узнать подробнее о том, как принять ребенка в семью вы можете в нашей инструкции.
Портал changeonelife.ru — крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Как пройти подготовку приемного родителя
В школе приемных родителей желающим взять ребенка на воспитание в семью:
- помогают понять, готовы ли они к этому;
- оказывают помощь в выборе формы устройства ребенка (усыновление, опека (попечительство), приемная семья или патронаж);
- знакомят с законодательством в области усыновления и установления опеки (попечительства);
- рассказывают о психологических трудностях, с которыми сталкиваются дети и взрослые как в период адаптации, так и после.
Также обучение включает в себя обязательное посещение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Срок обучения в разных школах неодинаковый: курс может длиться от 56 до 80 академических часов.
Занятия проводятся в очной или очно-заочной форме. Размер группы при проведении практических занятий не может превышать 15 человек.
Пропускать занятия нежелательно: сотрудники школ ведут учет посещаемости. Если кандидат в усыновители (опекуны или попечители) пропустит более 20% занятий, его обяжут изучить непройденный материал с последующими группами.
По окончании обучения проводится итоговый экзамен. Если он успешно сдается, выдается свидетельство о прохождении подготовки. В дальнейшем его необходимо будет предъявлять в органы опеки и попечительства при оформлении усыновления, опекунства (попечительства), приемной семьи или патронажа.
Подготовку усыновителей и опекунов (попечителей) проводят органы опеки и попечительства и организации, которым эти органы передали соответствующие полномочия.
Записаться можно в любую школу приемных родителей, независимо от места постоянной или временной регистрации. Для этого достаточно лично прийти в школу, подать письменное заявление и предъявить документ, удостоверяющий личность. Заявление также можно подать онлайн. Зачисление в школу должно произойти не позднее чем через 30 календарных дней.
Иностранные граждане могут пройти обучение как в своей стране в специализированных школах, так и в России. Однако, если программа подготовки приемных родителей в иностранном государстве существенно отличается от российской, свидетельство о прохождении подготовки могут признать недействительным. Обучение проводится на русском языке. На занятиях можно присутствовать с переводчиком.
Обучение бесплатное.
Найти школу в Москве и записаться
В школах приемных родителей проводят психологическое обследование желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Сделать это могут только с письменного согласия обучающегося.
Также с письменного согласия обучающегося может быть проведена социально-психологическая диагностика возможностей его семьи осуществлять замещающую семейную заботу. Основанием для прохождения такой диагностики является письменное заявление обучающегося (в свободной форме). По результатам социально-психологической диагностики выдается заключение.
Результаты психологического обследования могут быть переданы в орган опеки и попечительства, но только с письменного согласия обучающегося.
Расскажите друзьям
Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. Полякова О., Орлова А
Уважаемые читатели!
Перед вами чрезвычайно полезное методическое пособие.
Полезное и для специалистов, которые работают в сфере защиты прав детей, и для неравнодушных активистов, которые хотят помогать детям, нуждающимся в семейном устройстве, в том числе и путем создания и развития эффективных школ приемных родителей. Не просто школ, созданных для «галочки», а базирующихся на лучших технологиях и освещающих широкий спектр вопросов, жизненно важных для подготовки родителей к приему ребенка в семью.
С 2012 года обучение в таких школах стало обязательным для кандидатов в приемные родители.
По замыслу законодателей, правовая и психолого-педагогическая подготовка позволит потенциальным замещающим родителям лучше понять свои возможности, ресурсы, ожидания, разобраться в возрастных и психологических особенностях детей, лишенных попечения родителей, и, в конечном итоге, трезво и осознанно подойти к решению о приеме ребенка в семью. Но на практике качество образовательных услуг очень разнится в разных школах. Для того чтобы потенциальные усыновители из разных регионов нашей огромной страны имели равный доступ к знаниям, которыми они должны напитываться в такой школе, нужно постоянно повышать качество обучения и расширять здоровую конкуренцию в этой сфере. Тогда родители пойдут в школу не просто за документом для проформы, а действительно смогут получить информацию и навыки, жизненно необходимые для успешного приемного родительства.
Авторы последовательно рассказывают о создании школы приемных родителей, не оставляют за кадром ни один из этапов, ни из чего не делают секрета – напротив, дают буквально пошаговую инструкцию по тому, как правильно подойти к такой тонкой материи, как подготовка кандидатов в замещающие родители.
Книга написана простым и понятным языком, читается на одном дыхании. Здесь нет канцеляризмов и специального юридического сленга, который нуждается в переводе. Множество примеров, готовые образцы документов от практиков, работающих в одной из лучших школ приемных родителей в Москве, – еще одно немаловажное достоинство книги.
- Мне кажется, что пособие станет прекрасным подспорьем для тех, кто верит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.
- Полезного и приятного вам чтения, а после чтения – активных и последовательных действий на благо детей!
- С уважением, Юлия ЮДИНА, директор БФ «Измени одну жизнь»
Об авторах
Ольга Борисовна ПОЛЯКОВА – директор Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Марфо-Мариинской обители милосердия.
Руководитель проектов по поддержке кандидатов в приемные родители, профилактике социального сиротства и т.п.
Эксперт Британского благотворительного фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» (CAF-Charities Aid Foundation). Автор научных статей по социальной педагогике.
Алиса Анатольевна ОРЛОВА – журналист, специализируется на социальной и медицинской тематике. Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета и Академию журналистики «Коммерсантъ».
Сотрудничала с порталами «Милосердие.ru», «Православие и мир», «Православие и современность», «Татьянин день» и телеканалом «Союз».
Один из авторов методического пособия «Как помогать просителям: работа церковной социальной службы» в серии «Азбука милосердия».
Предисловие. Из детдома — в семью
Самая правильная помощь
Дети без родителей – есть. Их много. По данным Министерства образования и науки РФ, в начале 2016 года в Федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находились сведения о 71,4 тысячи детей (Данные Министерства образования и науки РФ. Источник: минобрнауки. рф (электронный ресурс).
Долгое время в России помощь сиротам сводилась именно к помощи детским домам и интернатам, потому что большинство сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жили в детских домах.
И самой распространенной помощью было шефство, организация праздников, подарки.
Потом стали добавляться более прогрессивные виды помощи: забота о социальной адаптации детей, об их качественном образовании и творческом развитии, сопровождение выпускников и защита их прав и т.д.
Пока детские дома все еще существуют – нужно и это.
Но все же постепенно в общество пришло понимание, что идеальное место для роста и развития ребенка – семья. И самая правильная помощь ребенку без родителей – помочь ему уйти из детского дома в семью.
Как именно приходило это понимание и почему семья дает ребенку то, чего он не получит в детском доме, читайте в Главе 1.
Реформа детских домов
Детские дома и дома ребенка продолжают существовать. Но сейчас в России происходит их реформа.
В 2014 году в России принято революционное постановление правительства, которое должно в корне изменить традиционную систему интернатов и детских домов.
Теперь по закону дети помещаются в учреждение временно, до возвращения в кровную семью или помещения в семью приемную. (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г.
№ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).
Даже называются теперь бывшие детские дома по-другому: центры содействия семейному воспитанию. И в задачу руководителей этих центров теперь входит семейное устройство детей.
Семья для ребенка
Большинство детей в учреждениях – социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Для них есть два пути из детских учреждений: в кровную семью или в новую, которую называют замещающей.
Кровная семья. Теперь, когда детдома превращены в центры содействия семейному воспитанию, в задачу специалистов входит и работа с кровной семьей.
Разрыв с кровной семьей – травма на всю жизнь. Поэтому специалисты центров семейного устройства в первую очередь рассматривают возможность возвращения ребенка к кровным родителям.
Бывает, что родители, разлученные с ребенком, находят в себе силы изменить жизнь, наладить быт, найти работу. В этом им могут помочь специалисты – социальные работники, психологи и т.д.
К сожалению, не всегда возвращение ребенка в кровную семью возможно. Тогда и встает вопрос о поиске замещающей семьи.
Но и после этого специалисты продолжают работать над сохранением связи ребенка с кровной семьей, и это важно не только для детей, но и для кровных родственников.
Замещающая семья. Когда возвращение в кровную семью невозможно – например, если родители продолжают злоупотреблять алкоголем или наркотиками и пребывание с ними ребенка опасно для его жизни и здоровья, – руководство учреждения, в которое помещен ребенок, обязано помочь устроить его в приемную семью.
Работа с кровной и замещающей семьей принципиально разная и по сути, и по методам. Наша книга расскажет вам о подготовке замещающих родителей, а именно – о создании школы приемных родителей.
Что такое школа приемных родителей
Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов. Получить их можно в школе приемных родителей.
Школы приемных родителей действуют в России с 2000 года. С 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребенка на воспитание. Сейчас такие школы есть во всех регионах России.
За 2015 год в замещающие семьи передано более 42 тысяч детей, под предварительную опеку – почти 19 тысяч детей. Но ежегодно российские суды выносят десятки тысяч решений о лишении родительских прав. Например, в 2013 году были лишены родительских прав около 50 тысяч человек. (Данные РИА-новости, код доступа: http://ria.ru/society/20130322/ 928531964.html)
О чем эта книга
Усыновлять детей стали гораздо чаще и охотнее. Эта тенденция не может не радовать. Однако в детские дома тут же поступают другие дети из неблагополучных семей, где родители не справились с воспитанием.
Поэтому потребность в замещающих семьях для детей по-прежнему велика. Детские дома, как мы сказали, теперь должны содействовать устройству детей в семьи, но для учреждений это абсолютно новая и незнакомая сфера деятельности.
Между тем, создать школу приемных родителей можно и на базе детского учреждения.
Кроме того, есть много некоммерческих организаций, которые давно занимаются помощью детским домам и интернатам и «дозрели» до создания собственной школы приемных родителей.
Как создать такую школу? Чему обучать родителей? Какие нужны документы и специалисты, как построить занятия, как родителям встретиться со своими детьми, как поддержать выпускников школы, которые уже взяли ребенка в семью? Обо всем мы расскажем в нашем пособии. Также вы найдете в нашей книге программы обучения (основную и дополнительную), учебные планы и другие документы, которые понадобятся в работе школы приемных родителей.
Об организации, опыт которой лег в основу книги
В основе книги – опыт успешной работы одной из школ приемных родителей – Школы, являющейся частью Центра семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия.
В 2015 году эта Школа стала лауреатом Московской городской премии за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот «Крылья аиста» в номинации «Школе приемных родителей города Москвы за особый вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Награда присуждалась исходя из трех критериев: количество детей, принятых в замещающую семью выпускниками школы приемных родителей; взаимодействие школы с государственными детскими домами и отзывы выпускников.
Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия – совместный проект Марфо-Мариинской обители и службы помощи «Милосердие», организован в 2011 году.
Одно из основных направлений работы Центра – Школа приемных родителей (далее – Школа). В Центре работают социальные педагоги, психологи, юрист. Многие из специалистов сами являются приемными родителями.
За время существования центра Школу окончили более 300 человек. Всего было устроено в семьи 87 детей.
Кроме того, психологи и социальные педагоги Центра семейного устройства ведут индивидуальное консультирование семей, оказавшихся в кризисной ситуации и обратившихся за помощью.
С 2014 года департамент социальной защиты г. Москвы уполномочил Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия осуществлять социальный патронат кровных семей и сопровождение замещающих семей.
Приоритет для Центра и Школы – семейное устройство детей из трех православных детских домов: Елизаветинского детского дома для девочек (с синдромом Дауна) при Марфо-Мариинской обители милосердия, Свято-Димитриевского детского дома для девочек и Свято-Софийского детского дома для детей-инвалидов. Все три учреждения являются проектами православной службы помощи «Милосердие».
Глава 1. Зачем ребенку семья
Как изменялось отношение к детским домам
Ответ на вопрос «зачем ребенку семья» – это еще и ответ на вопрос «чем плох детский дом». Действительно, почему важнее не улучшать детский дом, а найти ребенку семью?
Осознание факта, что учреждение – не место для ребенка, с разной скоростью и в разные сроки происходило во всем мире. Впервые о том, как влияет на малыша разлука с семьей, ученые задумались в ХХ веке.
В 1969 году в Англии сняли документальный фильм «Джон». Один из авторов фильма, Джеймс Робертсон, был соцработником и входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями.
Герой фильма, полуторагодовалый Джон, спокойный и ласковый мальчик из хорошей семьи, провел девять дней в доме ребенка, пока его мама была в роддоме. Ученые были поражены тем, как повлиял на Джона этот опыт.
За короткое время спокойный малыш превратился в затравленного зверька, он стал недоверчивым, плаксивым, робким. Когда мама вернулась, он уже не мог доверять ей так, как прежде. Все эти изменения происходят на глазах у зрителей.
Фильм «Джон» вызвал бурное обсуждение и в итоге изменил систему помощи детям в Великобритании.
Особенности детей из учреждений
То, что произошло с Джоном, специалисты называют депривацией (лат. deprivatio – потеря, лишение).
Это негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворять насущные жизненные потребности, например такие, как общение с матерью для маленького ребенка.
Влияние депривации тем сильнее, чем дольше ребенок находился в учреждении. Младенцы, которых не брали на руки, не обнимали, не разговаривали, игнорировали их плач, недополучают важнейших для развития импульсов.
Портрет «типичного детдомовца» нарисовать невозможно, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности и жизненная ситуация: есть отказники, попавшие в дом ребенка из роддома и не имевшие опыта жизни в семье, а есть дети, изъятые из неблагополучных семей. Но все же продолжительное время, проведенное в детском доме, вырабатывает в них некоторые сходные черты:
– проблемы со здоровьем и отставание в развитии, как физическом, так и психическом;
– сложность в установлении тесного эмоционального контакта со взрослым. Эти сложности связаны и с разрывом кровных связей, и с отсутствием у детей «персонального» взрослого. Такие сложности называют нарушением привязанности;
- – потребительское отношение к взрослым: дети видят в них обслуживающий персонал. Например, дети не понимают, что взрослые могут болеть;
- – размытость понятия «свое» и «чужое»: все общее и коллективное;
- – отсутствие личного мнения и личной ответственности: во всем виноват кто-то другой, решения в жизни ребенка принимают другие, он не имеет своего мнения, не умеет делать выбор, легко соглашается, легко попадает под влияние, особенно негативное.
- Главный психологический итог пребывания ребенка в учреждении – базовое недоверие к миру.
Пример. «Пришелец» из интерната (рассказ приемной мамы о появлении в ее многодетной семье ребенка из коррекционного интерната): «У нас поселился инопланетянин. Он просыпается в одно и то же время. Ровно в 8.30 он должен приступить к завтраку. На завтрак должна быть манная каша, так его научили там, на другой планете.
Гренки с сыром и какао с мороженым не принимаются. Компот, кефир, молоко, чай – весь его список. Говорил он короткими фразами, на вопросы отвечал односложно. Если что-то было нужно – хныкал. При первых капризных звуках мы говорили: ”А тем, кто капризничает, печений на полдник не будет. Только вафли и пряники“.
В ту же секунду наступала тишина, слезы высыхали.